Elite-Pets

Cамые умные животные

●  Наш форум
●  Наши любимцы
●  Оракулы животного и растительного мира
●  Мифы и легенды о животных и птицах
●  Мир бабочек
●  Собаки
●  Охотничьи собаки
●  Стандарты пород собак
●  Самые дорогие собаки
●  Собачий гороскоп
●  Рассказы о собаках
●  Кошки
●  Стандарты пород кошек
●  Самые дорогие кошки
●  Кошачий гороскоп
●  Рассказы о кошках
●  Грызуны
●  Дикие кролики
●  Стандарты пород кроликов
●  Рассказы о грызунах
●  Птицы
●  Попугаи-Фотоальбом
●  Семейство: Собственно голуби
●  Породы и разновидности голубей
●  Стандарты пород голубей
●  Птичий гороскоп
●  Рассказы о птицах
●  Аквариумные рыбки
●  Самые красивые аквариумные рыбки
●  Рыбий гороскоп
●  Рассказы о рыбах
●  Аквариумные растения
●  Прочие обитатели аквариума
●  Рекордсмены царства животных
●  Рекордсмены царства растений
●  "Спорт" в мире животных
●  Породы лошадей
●  Стандарты пород лошадей
●  Конный спорт
●  Лошадиный гороскоп
●  Рассказы о лошадях
●  Комнатные растения
●  Древесный гороскоп друидов
●  Цветочный гороскоп
●  Комнатные растения-Фотоальбом
●  Мифы и легенды о цветах
●  Короли дикой природы
● Cамые умные животные
●  Необычные животные
●  Непознанные животные
●  Кельтский гороскоп животных
●  Необычные растения
●  Тайны зеленой планеты
●  Природа-Фотоальбом
●  Мир грибов



Новости животного и растительного мира

 


 

Сад и огород на подоконнике
Балконное садоводство
Загородная жизнь

 

 


●  Белки
●  Вороны
●  Дельфины
●  Киты
●  Коты
●  Крысы
●  Лошади
●  Моллюски
●  Овцы
●  Попугаи
●  Приматы
●  Свиньи
●  Слоны
●  Собаки


 

История исследований мышления животных

   Способность животных к мышлению была предметом споров ещё с античных времён. Аристотель ещё в 5 веке др нашей эры обнаружил у животных способность к научению и даже допускал наличие у животных разума. Начало серьёзному научному исследованию интеллектуальных способностей животных, как и их психики вообще, положил Чарльз Дарвин в своей книге "Происхождение видов и естественный отбор".
   Дарвин впервые применил принцип объективного анализа к таким психическим явлениям (выражение эмоций), которые до того момента считались наиболее субъективными. Собранные Дарвиным многочисленные сведения о поведении животных в естественных условиях и в неволе позволили ему четко выделить три основные категории поведения инстинкт, способность к обучению и «способность к рассуждению». Он определял инстинкты как акты, которые выполняются одинаково многими особями одного вида, без понимания цели, с которой эти действия производятся. Вместе с тем Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к формированию ассоциаций (т.е. к обучению). Разницу между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, он определял как разницу «в степени, а не в качестве» (1896). Представление Ч. Дарвина о том, что психическая деятельность человека лишь один из результатов единого процесса эволюционного развития, стимулировало применение сравнительного метода в психологии, в частности сбор данных о чертах сходства психики животных и человека. Таким образом, вклад Ч. Дарвина в проблему мышления животных состоит в следующем: впервые было введено представление о трех составляющих поведения и психики животных (инстинкт, обучение, рассудочная деятельность); учение Ч. Дарвина способствовало применению сравнительного и эволюционного подхода в психологии.
   Одним из первых к проблеме сходства психики животных и человека обратился друг и единомышленник Дарвина Джон Ромене (1848 1894). Наибольшую известность получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса. Материалом для этого послужили многочисленные наблюдения сложных проявлений поведения у животных разного филогенетического уровня (как позвоночных, так и беспозвоночных). Среди множества приведенных примеров поведения позвоночных Роменс выделял «разумные». По его мнению, отличительной особенностью «разумных» действий было их влияние на приспособление животного к новым условиям существования. Гипотеза о наличии у животных элементов разума всегда существовала в массовом сознании в эмпирическом, бытовом понимании этого термина. Собранный Дж. Роменсом обширный материал, на первый взгляд, вполне отвечал этому представлению, но был весьма неоднороден: наряду с вполне достоверными наблюдениями было приведено и много непроверенных. Анализ его «коллекции» с современных позиций показывает, что часть их следует рассматривать как иллюстрации проявления инстинкта, а многие другие правильнее было бы относить к «охотничьим рассказам» и «анекдотам». В книге упоминалось, что крысы «сообразили» воровать яйца особым способом: одна крыса обнимает яйцо лапами и переворачивается на спину, а другие тащат ее за хвост. Однако за более чем 100 лет интенсивного изучения поведения крыс в лаборатории никому не удалось наблюдать ничего похожего. Работа Дж. Роменса при всей своей неоднозначности представляла собой первую попытку обобщить факты разумного поведения животных и прочно привлекла внимание к этой проблеме.
   Большую роль в выработке критериев, необходимых для надежного разделения разных форм поведения, сыграли работы (преимущественно теоретические) английского психолога Конвея Ллойда Моргана (1852-1936). Он одним из первых обратился к проблеме соотношения инстинктов и обучения в поведении животных. Рассматривая возможность изменения инстинктов под влиянием индивидуального опыта в книге «Привычка и инстинкт» (1899) и тщательно отграничивая все унаследованное, инстинктивное от индивидуально приобретенного, К. Л. Морган в то же время обращал внимание на постоянное переплетение этих компонентов в поведении животного. Ученый обратил внимание, что наследуются не только инстинкты, но и способность к усвоению определенных видов индивидуального опыта, т.е. указал на существование биологической предрасположенности к определенным видам обучения.
   В книге «Интеллект животных» (1898) Торндайк утверждал, что решение задачи является интеллектуальным актом. Решение задачи появляется как результат активных действий индивида благодаря последовательному перебору различных манипуляций. На основе экспериментальных данных Торндайк сформулировал ряд законов поведения при решении животным задач, основанном на "пробах и ошибках". Эти законы долгое время служили важной теоретической базой экспериментальной психологии. Своими работами Торндайк положил начало объективному изучению поведения. Введенные им в практику лабораторного исследования методы позволяли количественно оценивать ход процесса научения.
   По материалам сайта: www.carface.ru.
 

На главную

СобакиКошкиГрызуныПтицыАквариумные рыбкиАквариумные растения

Прочие обитатели аквариума║  Рекордсмены царства животных

Рекордсмены царства растенийКомнатные растенияКороли дикой природы║ Мир грибов

 Рейтинг@Mail.ru